Профессии мира BRIO: учимся и делаем свой выбор через игру

Выбор профессии – это очень важный момент в жизни любого человека. И если раньше люди задумывались над этим ближе к выпуску из школы, то сегодня уже набирают популярность кружки раннего развития и различные игры на профориентацию для малышей от 3 лет. Всё это помогает настроить ребёнка на серьезное отношение к своей жизни и определиться с профессиональными склонностями с самых пелёнок.

Как показала в 2016 году Всероссийская профдиагностика, только 32,1% школьников из старших классов уже определились с вузом и профессией, а 34,6% – не выбрали ни то, ни другое. При этом у половины опрошенных экспертами ребят нет любимого предмета. Большинство из них пока не решили, кем им быть. Решить эту проблему помогут лишь мероприятия для профориентации: с детского сада можно занять ребёнка играми, через которые он сможет узнавать тонкости различных профессий; в школе уже присоединится детский психолог, который будет проводить регулярные профориентационные тесты и общаться с детьми по поводу их будущего. Такая осмысленная подготовка значительно ослабит тревогу, которая часто появляется с приближением поры поступления в вуз.

 «Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — поделился с корреспондентом портала HeadHunter Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"». — Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

В свою очередь, Дмитрий Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Профориентация на разных этапах взросления: на что обратить внимание

У малышей выделяются два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Поэтому дети учатся в ходе ролевой игры. Управлять игрушечным поездом BRIO, помогать своим BRIO-человечкам при аварийных ситуациях на дороге — это очень важный опыт копирования жизни взрослых.

Дополнительные занятия есть смысл выбирать уже в младшей школе. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в различных областях в этом возрасте ещё не повод навязывать ребёнку тот или иной род занятий и называть его «шахматистом» или «музыкантом». Занятия лишь сформируют у ребёнка базу навыков: ребенок будет нарабатывать навыки и разбираться, что же ему интересно.

А к моменту выпуска из школы ребенок уже увидит и изучит много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни нередко появляется и другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор. Все модели поведения, которые он проигрывает со своими друзьями в младших классах, и на различных уроках в старших классах, становятся частичками выбора будущей профессии.

Игрушки BRIO в процессе профориентации малыша

Каждый человек учится делать свой выбор с малых лет: например, в детстве младенец на основе личных предпочтений выбирает интересные ему игрушки. И если на этом этапе родители поддержат малыша, помогут ему сохранить и развить это умение, научат его делать выбор самостоятельно и справляться с его последствиями, то в будущем он подойдёт к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное – этот выбор он сделает сам.

Психологи  утверждают, что для ребёнка игрушки – это не просто увлекательное времяпрепровождение, а уменьшенное изображение окружающего мира. Поэтому они помогают не только лучше узнать характер ребёнка, его предпочтения, но и заглянуть в будущее, увидеть его склонности к тем или иным профессиям.

Например, детки, которым интереснее процесс сбора железнодорожного полотна, выстраивания всех элементов в правильном порядке, усидчивы и терпеливы. Конструирование развивает у них логическое мышление, концентрацию внимания и самостоятельность. Во взрослой жизни  такие дети чаще всего связывают свою профессию с системой знаков: из них могут вырасти великие математики, программисты или архитекторы.

Если же малыша больше интересует межличностная сторона игры: он разыгрывает игровые ситуации, помогает БРИО-человечкам найти выход – то он развивает свои стратегические навыки, учится смотреть на ситуацию со стороны и находить наиболее оптимальное решение в сложных случаях. У таких малышей есть очевидные задатки лидеров – в будущем они будут стремиться занимать руководящие должности.

Кроме того, в ассортименте развивающих игрушек BRIO представлено множество интересных профессий, специфику которых можно наглядно объяснить ребёнку в ходе игры. К примеру, в тематике набора можно найти и пожарную охрану, и полицейских, и работников метрополитена. Есть даже более «экзотичные» направления: охота и далёкие африканские саванны, воплощенные в направлении «BRIO Сафари». Через такие игровые наборы можно рассказать малышу не только о тонкостях каждой профессии, но и помочь ему определиться с любимым направлением, чтобы развивать его в будущем.

Многие ребята в детстве после просмотра захватывающего фильма или после увлекательных историй от папы мечтали быть героями, спасателями или космонавтами. Но теперь эту мечту можно начать воплощать в жизнь с самых ранних лет вместе с БРИО, ведь в этом волшебном мире нет предела фантазии! Познавайте мир и делайте первые шаги в своей профессиональной ориентации вместе с нами.

03.08.2018

Все новости